Совершенно очевидно, что существуют возражения против вкуса, часто основанные на предубеждении, что современное искусство само по себе является грузом шарлатанства. Существуют экологические проблемы. Скрупулезные консультации являются ключом к ослаблению этих и других возражений вокруг общественных художественных проектов. Норвежское экологическое искусство Artscape Nordland — 36 постоянных общественных скульптур, установленных в муниципалитетах Нурланда, — представляет собой образец ранней практики ведения переговоров.
Изучение Нурланда
Задуманный в конце 1980-х годов норвежским художником А. К. Дольвеном для обширного норвежского графства Нордленд (почти 40 000 квадратных километров) и завершенный в 2015 году, проект Artscape Nordland включал подробные консультации сообщества. Все вышеперечисленные возражения возникали в разное время, и на них были даны ответы. В этом году он отмечает свое 25-летие, и проект остается исключительным по своим масштабам, концепции и чувствительности своего развития. Редко упоминаемая, но неизбежная функция постоянных публичных произведений искусства, хотя и интересных самих по себе, заключается в том, что они никогда не улучшают то место, где они располагаются. Они закрыли возможные способы просмотра, чтения и обитания в окружающей среде, а также добавили новые. Вопрос в том, перевешивает ли полученное то, что было потеряно. Коллекция Artscape Nordland включает работы с международными именами: Дэн Грэм из США, бразильцы Вальтерсио Калдас и Килдо Мейрелеш, швейцарский скульптор Маркус Рец, итальянец Лучано Фабро и британец Энтони Гормли, Тони Крэгг и Аниш Капур — но, что примечательно, всего две вещи были импортированы как «готовые». Остальные были на заказ — планировались каждым художником через посещение месторасположения их работ и местные переговоры. В процессе были изменены концепции и места.
Публичная скульптура
Все муниципалитеты могли отказаться от этой схемы, экологического искусства и некоторые сделали это — хотя, возможно, теперь они об этом сожалеют. Похоже, что в 35 муниципалитетах, владеющих произведениями искусства, сегодня наблюдается определенная дружеская конкуренция, и некоторые нурдландцы с радостью утверждают, что их скульптуры превосходят их в будущем. Что касается загадочной 36-й работы: она находится к северу от границы в Тромсе. Жители смотрели на юг, им понравилось то, что они увидели, взялись за собственную скульптуру и присоединились к схеме. Их наградой стали «Семь волшебных очков» финского художника Марти Аихи (1994) — 5,5-метровый медальон из выветрившейся стали, насыщенный красновато-коричневой краской, украшенный ярким орнаментом. Независимо от эстетики каждой работы, они все вместе чувствуют себя как жизненно важные, изолированные фрагменты сложного человеческого послания — серия желанных опорных точек, а не культурный излишний багаж.