В 1863 году в небольшом норвежском городке Летене появился на свет будущий замечательный художник Эдвард Мунк, ставший основоположником новой живописи, перевернувшей все имеющиеся до этого представления. Произведения этого художника зачастую известнее самого автора – они показывают то, что не видно внутри. Мунк изображал не столько внешний, сколько внутренний мир людей и не боялся обвинений в схематичности. Во всех картинах экспрессиониста доминирующее значение имеет цветовая гамма, вызывающая чувство тревоги и производящая гнетущее впечатление.
В 1963 году в Осло был открыт музей Мунка, где представлены его «невыездные» картины огромных размеров, а также другие работы, среди которых достойное место занимают варианты знаменитых картин «Крик» и «Мадонна». Уже долгое время адские картины Эдварда Мунка – законодатели и рекордсмены ценовых рекордов на аукционах.
Картина «Крик»
Композиция «Крик» состоит из четырех картин, написанных автором в разные периоды жизни. Одна из версий находится в музее Мунка в Осло, вторая после продажи за сто двадцать миллионов находится в частной коллекции, две оставшиеся – выставлены в национальной Галерее Норвегии.
Изогнутое бесполое существо без лица, изображенное на картине на фоне кроваво-красного заката стало своеобразным символом экспрессионизма. До этого в мировой живописи еще не встречалось картин, на которых эмоции настолько точно передавались бы всего несколькими штрихами. По уровню известности картина сравнима лишь с «Джокондой» да Винчи. Картина «Крик» вошла в десятку самых дорогостоящих полотен всех времен. С тех пор образ картины продается и покупается: мотив можно встретить в комиксах, фильмах ужасов, на майках и брелоках. Ежедневно толпы поклонников стремятся в выставочный зал, чтобы увидеть «Крик» вживую.
«Мадонна» Мунка
Картина «Мадонна» в свое время вызвала широкий резонанс и бурю негодования среди общественности. Обнаженная молодая женщина с длинными распущенными волосами и полуприкрытыми глазами, изображенная на картине, совсем не вызывала ассоциаций с Девой Марией. Единственным напоминанием канонического изображения можно было считать нимб над головой, да и тот был красного цвета.
Шедевр, на котором изображена женщина, относится к самому высокому уровню искусства. Изначально картина носила название «Любящая женщина» или «Зачатие», судя по всему, олицетворяя важнейшие моменты жизненного цикла земных женщин. Картина дает возможность ценителям искусства найти ответы на главные вопросы бытия.
На протяжении своей карьеры Мунк упорно переделывал свои картины. В отличие от «Крика», «Мадонна» имеет пять вариантов — выполненных масляными красками и литографических. Каждый новый вариант – это постепенное дополнение новыми деталями и развитие дальнейшей темы.
В 2004 году «Мадонна» была похищена из музея города Осло вместе с одним из вариантов «Крика». Казалось, что картины безвозвратно утрачены, но через год грабители были найдены и арестованы. Полотна вернулись на свое место в музей, хоть и были слегка повреждены.