Бергенский собор, в качестве представителя лютеранской веры, располагается на северо-западе бывшей норвежской столицы. Впервые здание было построено в 12 столетии на месте разрушенной норвежской каменной церкви. В то время храм называли св. Олафа. Но древнее здание не дошло до наших дней, как и не дошли до сегодняшних времен снова возведенные здания собора после множества пожаров.
В общей сложности произошло 5 пожаров: в 1248, 1270, в 1463, 1623 и в 1640 годах. Даже статус собора, который получил храм в 1537 году, не смог спасти сооружение от последующих двух несчастий. В итоге готический шпиль стал башней. Свою лепту внесло и ядро пушки, которое застряло в стене в период II англо-голландской войны. От него здание не пострадало, но заряд так и находится внутри кладки из камня.
Восстание из пепла
В 12 столетии здесь была построена церковь св. Олафа. В 13 столетии она была отдана Францисканскому монастырю, который располагался неподалеку от данной местности. Частые пожары, которые бушевали в то время, не обходили стороной и это здание. Несколько раз церковь сгорала и снова отстраивалась.
Именно после нового восстановления в 1537 году храм стал Кафедральным собором в Бергене. Но на этом эпоха страшных пожаров не закончилась, собор много раз страдал от огня и только к середине 17 столетия храм начал обретать тот вид, который остается и сегодня.
В то время неподалеку от здания был создан сад, здесь же был пруд, где разводилась рыба. Но от этого нет и следа. Хотя имеется кое-что интересное: на стене колокольни остался отпечаток ядра, которое прилетело из эпицентра боя на море со стороны бухты в далеком 1665 году.
С 17 столетия колокольню этого храма использовали в роли пожарной каланчи, здесь был создан стационарный пост пожарного, в его обязанности входило следить нет ли новых очагов возгорания в городе. Подобные посты создавались на колокольнях Новой церкви и церкви Христа.
Особенности интерьера
В конце 19 столетия зодчий Кристиан Кристи изменил барочный интерьер храма. С того момента он получил черты Средневековья, чьей характерной особенностью выступает простота и незатейливость. Да и лютеранские церковные каноны нарушены: основной в фасаде стала квадратная большая башня, которая больше напоминает фортификационное сооружение, чем здание храма.
Но в Бергенском соборе есть и другие особенности. Здание может похвастаться куполообразной изящной кровлей зеленого цвета со звонницей под самыми сводами. Купол заметен издалека, а с его высоты бухта и Берген видны как на ладони.
Богатого украшения внутри нет. Аскетичность спасают витражи на окнах, которые появились здесь после реставрации. Двор храма украшен немногочисленными памятниками.